Если верить статистике, 60% выпускников вузов России не идут работать по выбранной специальности. Почему так происходит и кто в этом виноват?
Дипломированные юристы работают в магазинах продавцами, а выпускники с дипломом менеджера – администраторами в салонах красоты. Потрачено огромное количество времени, сил, денег (в том числе и государственных), а отдачи нет. В чем причина? Попробуем разобраться.
Школа – выстрел в «молоко»
Для чего предназначена школа? Чтобы разносторонне развивать учащихся и готовить их к будущей взрослой жизни. И если с первой задачей учителя в основном справляются, то про вторую забывают напрочь. Знания, которые педагоги дают в школе, не привязаны к жизни. Детей не готовят к предстоящей трудовой деятельности. Учителя не рассказывают школьникам о профессиях, не объясняют, что любить анатомию – одно, а работать хирургом – совсем другое. Понятие «профориентация» в школах почти забыто, поэтому и представления детей о профессиях расплывчатые.
Школьный психолог больше для галочки
Казалось бы, кому, как не психологу помочь определиться детям с будущей профессией, настроить их психику на нужную волну, но нет. Школьные психологи решают чисто формальные задачи: беседуют с детьми и их родителями перед поступлением в школу, иногда проводит в классе анкетирование – вот, собственно, и все. И даже в тех школах, где профориентация имеет место, она сводится опять же к банальным тестам, после которых ребенку говорят: «Ты технарь (гуманитарий)». И что? Никто не берет в расчет личностные качества ребенка, не рассматривает места дальнейшего трудоустройства и условия труда. О прогнозировании будущего карьерного роста речи вообще не идет.
Тропка «школа-институт» - был ты там, теперь ты тут
После школы, по накатанной колее, которую проторили предшественники, выпускники дружной толпой устремляются в институты. Для многих из них вуз – продолжение школы, где так же можно списывать и прогуливать пары. От сессии до сессии студенты живут беззаботной жизнью. Для некоторых из них даже не важно, какая специальность или вуз, главное – поступить, потому что этого хотят мама с папой.
В российском обществе так исторически сложилось, что поступать в вуз надо сразу после школы. В спешке выпускники принимают неверные решения, которые в будущем имеют печальные последствия. В Европе, например, в порядке вещей, когда школьники год после школы отдыхают, присматриваются к жизни. Многие из них зарабатывают первые деньги, занимаясь неквалифицированным трудом. Попробовав жизнь «на вкус и на ощупь», юношам и девушкам легче определиться, а что же, собственно, им нужно?
В России все по-другому. Поступил в вуз, понял через год, что это не твое, а кардинально что-то поменять уже не получится. Единственное, что можно сделать – перевестись на другую (смежную) специальность в пределах института. В другом вузе все придется начинать заново. А если ты одумался на 3-м или 4-м году обучения? Да, к тому же, еще и «платник»? Что скажут родители? Они же этого не переживут! Выбросить несколько лет обучения, оставшись без диплома, и начать все заново?! Вряд ли кто-то на такое пойдет.
Поздняя производственная практика
Обычно практика начинается со второго курса, а до того момента понимание о профессии у студентов туманно. Они думают, что будут «в шоколаде», а на поверку выходит, что это совсем другой продукт. И что же делать? Да еще жизнь порой подкидывает неприятные сюрпризы. Вот один из примеров. В заведении Нижнего Новгорода выпустили 70 специалистов-логопедов. И в этом же году школы и детские сады города, в связи с кризисом, сократили логопедов вполовину. Как вы думаете, сколько выпускников осталось без работы? Но это еще не все. В сентябре это же заведение снова набрало 70 будущих логопедов. Зачем??!! А кто его знает… К слову сказать, и до наступления кризиса логопедов было в избытке. Вопрос: знают ли об этом абитуриенты? И для чего вуз готовит невостребованных специалистов? Чтобы прокормить своих педагогов, которые тоже хотят кушать.
Общество неудачников
Как бы там ни было, а в среде школьников все-таки есть отдельные ученики, которые уже в 14-15 лет четко представляют, кем они будут, когда вырастут. Вот у них проблем с профориентацией нет. Такой мальчик, мечтающий стать инженером, с удовольствием занимается математикой и физикой, без проблем заканчивает технический вуз и успешно строит карьеру. А потом, заняв должность зам. начальника цеха крупного предприятия, говорит, что его сверстники, не сумевшие определиться с выбором профессии, просто неудачники и сами в этом виноваты.
Так ли это на самом деле? И почему мы промахи профориентации всегда приписываем человеку, а не системе? Разве может школьник в 17 лет объективно оценить свои способности и ситуацию вокруг? В этом возрасте хочется всего: попутешествовать по миру, посмотреть людей, показать себя, стать борцом за справедливость. Но иллюзии, отрыв от реальности и юношеский максимализм могут унести так далеко от действительности, что наломать дров – легче легкого.
В выборе правильной профессии могло бы помочь государство, но оно стоит в стороне: бомбит боевиков в Сирии, борется с международным терроризмом и инфляцией, противостоит НАТО, готовится к Чемпионату мира по футболу и строит самый дорогой в мире Крымский мост. Так что, пока не до школьников. Вот и решается проблема профориентации, в основном, в кругу семьи. А в обществе множится количество неуверенных в себе людей, которые не могут себя реализовать в профессиональном плане. Так и живем.
Чтобы быть в курсе новых стандартов и требований, идти в ногу с современностью, педагогам приходится регулярно обновлять свои знания.
В этой статье мы опишем лучшие платформы для изучения английского языка быстро и эффективно.
Запоминайте и применяйте эти простые подсказки, чтобы улучшить вашу разговорную речь.
Накануне нового учебного года семья с ребенком школьного возраста переехала из Оренбурга в Пермь.
Родители школьников судятся с администрацией Перми, выступая против слияния образовательных учреждений в МАОУ «Траектория».
83% россиян, по данным последнего опроса ВЦИОМ, считают, что нужно запретить смартфоны в школе, так как они мешают учебному процессу. Так ли это на самом деле?
Кто же из студентов не мечтает о четверках и пятерках в зачетной книжке. Чтобы они там появились, нужно знать несколько секретов.
Получить студенческую визу в такие страны, как Австралия, Германия, США, Канада совсем непросто, ведь, прежде всего, вы должны доказать свои не миграционные намерения.
Между школой и ВУЗом контраст большой. Адаптация в первые недели, а то и месяцы проходит трудно, и есть моменты, которые первокурснику ни в коем случае нельзя упускать.
Только ленивый не ругает в нашей стране образование. Скажи: «ЕГЭ», и ты столько нелицеприятного о нем услышишь! А что говорят о профильном обучении?
Знаете о событии или происшествии? Сообщите и мы напишем об этом на сайте.
Опубликованные комментарии являются частным мнением лиц, их написавших.
Комментарии с использованием ненормативной лексики, унижающие честь и достоинство, оскорбляющие и пр. будут удаляться.