Современные технологии очень упрощают жизнь людям творческих профессий. Дизайнеры, художники-иллюстраторы, сценаристы, писатели могут спокойно заниматься любимым делом, находясь при этом где угодно – хоть в деревне под Саратовом, хоть на теплом берегу Индийского океана. Единственное необходимое условие – это присутствие вдохновения и хотя бы один работающий канал связи – мобильный телефон или Интернет.
Однако если с самим творческим процессом все более или менее понятно, то с финансовыми и юридическими вопросами возникает ряд сложностей. Начинающий автор всегда беспокоится: как продвинуть свое произведение? Как защитить авторские права? И наконец – какие налоги нужно платить, если собираешься зарабатывать на своих произведениях?
Приятно познакомиться, - царь!
Любому автору нужен промоушн. Если вас никто не знает, весьма сомнительно, чтобы вашими произведениями заинтересовались крупные заказчики. Если продюсера, который будет заниматься этим вопросом, у вас пока нет, то по крайней мере задействуйте все общедоступные каналы. Предположим, вы написали книгу и собираетесь ее издать. Помимо очевидного шага (отправить рукопись на рассмотрение в издательства), старайтесь заявить о себе как об авторе. Участвуйте в литературных мероприятиях (фестивалях, творческих семинарах). Напишите пресс-релиз о своем гениальном творении и разошлите его в СМИ (электронные адреса редакций легко найти в Интернете). Задействуйте социальные сети: интригуйте читателей вашего блога, гостей ваших страниц «ВКонтакте» и Facebook. Кстати, представители продюсерских центров, агенты эстрадных исполнителей, издательства тоже ведут представительства в социальных сетях. Вступайте в профильные сообщества. Постарайтесь оповестить о вашем произведении как можно больше разных людей. Удача может прийти с любой стороны.
Изучите условия профильных конкурсов и премий. Нередко автор самой удачной идеи оказывается вовсе не признанным профессионалом, а новичком, главное преимущество которого – свежий взгляд. Крупные бренды часто организуют конкурсы творческого плана: придумать новое название компании, новый логотип или персонажа. Вполне возможно, что именно победа в таком конкурсе станет стартовой площадкой для вашего успеха.
Если победить удалось, не молчите об этом. Обязательно отпишитесь в тех же социальных сетях, разошлите радостную новость вашим знакомым, опять-таки обратитесь в СМИ (журналисты испытывают постоянный дефицит интересных информационных поводов и с радостью хватаются за такие новости).
Бывает, что творческие конкурсы организуют не коммерческие компании, а разные властные структуры – всю информацию о таких проектах и условиях участия в них можно найти на официальных сайтах. Не ленитесь заходить на сайт региональной и городской администрации – кто знает, какого рода творческий продукт внезапно может понадобиться? Может быть, именно вы нарисуете новый герб для города или сочините гимн. Таким образом вполне можно стать звездой регионального масштаба.
Это мое право
Юридические вопросы по части работы с произведениями регулируются законом об авторском праве. Произведение, созданное вами, принадлежит вам, и вы вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Вы можете его смело публично показывать, делать копии, обнародовать любым законным способом, переводить на иностранные языки, перерабатывать и т.д. Кроме того, вы можете заключить авторский договор на использование этого произведения. Ключевыми определениями в таком договоре будут слова «Правообладатель» (вы) и «Правоприобретатель» (компания, которая будет его использовать). Схема довольно проста: например, автор книги – правообладатель. Издательство, которое ее печатает и распространяет – правоприобретатель.
В России действует презумпция авторства – то есть автором произведения считается человек, чье имя указано на оригинале, в том случае, если не доказано иное. Отсюда следует, что произведение лучше подписывать, желательно с указанием даты его создания.
Условия авторского договора могут быть очень разными. Страхуя свои риски, издательства и продюсерские центры обязательно оговаривают, что в период времени, когда ваше произведение будут использовать они, вы не сможете передать его «на сторону» - другой компании. Может быть также предусмотрена возможность переуступки приобретенных прав на ваше произведение другим правоприобретателям. Оговариваются и другие нюансы, в том числе размеры и порядок выплаты вознаграждения, порядок разрешения возникших споров и т.д.
Авторские права защищены законодательно. Любые формы использования ваших произведений посторонними лицами, которым вы не давали на это согласия, могут стать причиной для обращения в суд.
А Достоевский платил налоги?
Отдельный вопрос для тех, кто зарабатывает творчеством – это соблюдение налоговых правил. Есть несколько разных схем, которые позволят оставаться чистым перед законом. Строго говоря, становиться юридическим лицом творческой единице не обязательно. Вы можете работать как физическое лицо – автор – и получать вознаграждение за свои труды в соответствии с условиями авторского договора. Доходы, которые вы получите по такому договору – гонорары – облагаются налогом на доходы физических лиц. То есть с точки зрения закона все равно, получаете вы доход, сдавая квартиру или публикуя романы – главное, чтобы вы не забывали отчислять соответствующий налог.
Если вы поставили какой-то вид творческой деятельности на поток, то возможно, проще зарегистрироваться в качестве ИП. Например, если вы – дизайнер, ваши заказчики – коммерческие компании, а рисуете вы в основном логотипы, взаимодействовать с заказчиками, скорее всего, будет проще именно как ИП. Выбрав упрощенную систему налогообложения, вы уменьшите количество головной боли, связанной с налогами. Выбрав 6% схему, вы избавитесь от необходимости платить НДФЛ. Правда, появятся дополнительные расходы, связанные с отчислениями в Пенсионный фонд.
Приятного вам творческого процесса!
Опубликованные комментарии являются частным мнением лиц, их написавших.
Комментарии с использованием ненормативной лексики, унижающие честь и достоинство, оскорбляющие и пр. будут удаляться.